"Если нельзя, но очень хочется, то можно".
Русская народная поговорка
Предыдущие части:
Часть 1.
Часть 2.
Часть 3.
Есть Международная Сеть (Интернет). Её частью является сеть связи в пределах границ России (РуНет). Государственные власти России решили создать "Суверенный" РуНет - Систему, подчиняющуюся государственной власти России и независящей ни от других юрисдикций и глобальных корпораций, ни от организаций, регулирующих Интернет. По задумке госвласти России гражданам предоставляется только "кошерная" информация. За пропуск некошерной - штрафы до 1 млн. руб., за неустановку средств, фильтрующих "плохой" контент- миллионные штрафы.
В предыдущих сериях мы рассмотрели терминологию, используемую в законодательстве России о регулировании Интернета. Здесь уже будут использоваться термины и сокращения, данные в первой части). Поняли, что ТСПУ соединяют в себе функции DPI, системы управления сетью и BGP.
Мы выяснили что есть 5 видов субъектов, участвующих в централизованном управлении РуНета (далее – "ЦУ"): владельцев: ASN; пересекающих Гос. Границу линий связи; IX; Технологических сетей, имеющих стык с IX; Интернет-провайдеров.
Каждый 5 субъектов регулируется по-разному. И мы в предыдущих сериях уже рассмотрели обязанность и ответственность всех вышеуказанных субъектов.
Выводом последней серии было: учитывая, что законодательство о Суверенном Рунете фактически регулирует только резидентов России и у наших властей с большинством государств (кроме стран ЕАЭС) не ратифицировано конвенций о взаимном исполнении решений административных органов, для минимизации рисков получения штрафов был дан совет: перевести ASN на зарубежное лицо, оставив себе IP-адреса. Рекомендован перевод на физическое лицо.
В настоящем обзоре будут рассмотрены риски перевода на иностранное юрлицо и обременения и отчетность перед рос.властями физических лиц-граждан РФ, владеющих более 10% иностранных юридических лиц.
Согласно статье 105.2. Налогового кодекса РФ (далее - "НК РФ"):
"1. доля участия лица в организации определяется в виде суммы выраженных в процентах долей прямого и косвенного участия этого лица в организации.
3. Долей косвенного участия лица в другой организации признается доля, определяемая в следующем порядке:
1) определяются все последовательности участия лица в организации через прямое участие каждой предыдущей организации (иного лица) в каждой последующей организации соответствующей последовательности;
2) определяются доли прямого участия каждой предыдущей организации (иного лица) в каждой последующей организации соответствующей последовательности".
Согласно п. 3. статьи 25.13. НК РФ:
" Если иное не предусмотрено настоящей статьей, в целях настоящего Кодекса контролирующим лицом иностранной организации признаются следующие лица:
1) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации составляет более 25 процентов;
2) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10 процентов, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50 процентов.
Таким образом, ВСЕ участники Заявителя являются лицами, косвенно контролирующими Иностранную компанию.
Согласно статье 25.14. НК РФ:
"2. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, уведомление о контролируемых иностранных компаниях представляется в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с главой 23 или 25 настоящего Кодекса либо который следует за годом, по итогам которого определен убыток контролируемой иностранной компании.
3. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, уведомление об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) (далее в настоящем Кодексе - уведомление об участии в иностранных организациях) представляется в срок не позднее трех месяцев с даты возникновения (изменения доли) участия в такой иностранной организации (даты учреждения иностранной структуры без образования юридического лица), являющегося основанием для представления такого уведомления, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. В случае, если после представления уведомления об участии в иностранных организациях основания для представления такого уведомления не изменились, повторные уведомления не представляются.
3.1. Уведомление о контролируемых иностранных компаниях и (или) уведомление об участии в иностранных организациях не считаются представленными с нарушением срока, установленного пунктом 2 или 3 настоящей статьи, в случае, если такие уведомления были представлены вместе со специальной декларацией, представленной в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ ", и информация о таких иностранных организациях и (или) контролируемых иностранных компаниях содержится в этой специальной декларации.
4. Налогоплательщики представляют уведомления об участии в иностранных организациях и уведомления о контролируемых иностранных компаниях в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства).
Уведомления об участии в иностранных организациях и уведомления о контролируемых иностранных компаниях представляются в налоговый орган налогоплательщиками по установленным формам (форматам) в электронной форме. Налогоплательщики - физ. лица вправе представить указанные уведомления на бумажном носителе".
Таким образом, 3 участника Заявителя обязаны подавать в ИФНС России по месту прописки каждого - уведомление о контроле над Иностранной компанией.
Согласно статье 129.5. НК РФ Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании.
Неуплата или неполная уплата контролирующим лицом, являющимся налогоплательщиком - физическим лицом или организацией, сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы неуплаченного налога в отношении прибыли контролируемой иностранной компании, подлежащей включению в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц для контролирующих лиц, являющихся налогоплательщиками - физическими лицами, налоговую базу по налогу на прибыль организаций для контролирующих лиц, являющихся налогоплательщиками - организациями, но не менее 100 000 рублей.
Статья 129.6. п.2:
"Неправомерное непредставление в установленный срок контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях за календарный год или представление контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 100 000 рублей по каждой контролируемой иностранной компании, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения.
2. Неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления об участии в иностранных организациях или представление уведомления об участии в иностранных организациях, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 50 000 рублей в отношении каждой иностранной организации, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения.
Практика привлечения физических лиц - учредителей к ответственности в базе Консультант плюс отсутствует.
По обоим указанным составам налоговых правонарушений срок давности привлечения к налоговой ответственности составляет 3 года (пункт 1 статьи 113 НК РФ).
Налоговое правонарушение | Течение срока давности привлечения к налоговой ответственности начинается: |
Неуведомление об участии (п. 2 ст. 129.6 НК РФ) | С даты, когда наступила просрочка подачи уведомления об участии в иностранной организации – то есть по прошествии 3 месяцев с даты возникновения участия. |
Неуведомление о КИК (п. 1 ст. 129.6 НК РФ): | С даты, когда наступила просрочка уведомления о КИК – то есть после 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором признается доход в виде прибыли КИК. |
Неуплата налога с прибыли КИК (ст. 129.5 НК РФ) | С даты неуплаты налога, в налоговую базу по которому не была включена прибыль КИК – то есть после 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом по НДФЛ (в котором контролирующее лицо должно было учесть прибыль КИК в составе своей налоговой базы по НД |
Статья 112. НК РФ предусматривает:
1. Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:
Конкретные обстоятельства оценит Налоговаяи или суд.
2. Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.
3. Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа.
Согласно ст. Статья 25.14.НКРФ:
"8. При наличии у налогового органа информации, в том числе полученной от компетентных органов иностранных государств, свидетельствующей о том, что налогоплательщик является контролирующим лицом иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), но при этом такой налогоплательщик не направил в налоговый орган уведомление о контроле над иностранной организацией, налоговый орган направляет этому налогоплательщику требование представить уведомление, предусмотренное пунктом 6 настоящей статьи, в установленный налоговым органом срок, который не может составлять менее тридцати дней с даты получения указанного требования.
9. Требование налогового органа, указанное в пункте 8 настоящей статьи, должно содержать следующую информацию:
В случае признания налогоплательщика контролирующим лицом на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 25.13 настоящего Кодекса налогоплательщик вправе представить в налоговый орган одновременно с уведомлением о контролируемых иностранных компаниях соответствующие пояснения и (или) документы, подтверждающие, что ему не было известно о том, что в календарном году, за который не было представлено уведомление о контролируемых иностранных компаниях, доля участия в иностранной организации всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами России (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми), составляла более 50 процентов.
11. Должностное лицо налогового органа обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при их отсутствии налоговый орган установит факт нарушения законодательства о налогах и сборах, ответственность за которое предусмотрена статьей 129.6 настоящего Кодекса, производство по делу о таком налоговом правонарушении осуществляется налоговым органом в порядке, предусмотренном статьей 101.4 настоящего Кодекса.
Налогоплательщик, признаваемый контролирующим лицом на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 25.13 настоящего Кодекса (от 10 до 25% доли), освобождается от ответственности, предусмотренной статьями 129.5 и 129.6 настоящего Кодекса, в случае представления в установленный налоговым органом срок уведомления о контролируемых иностранных компаниях, информация о которых содержится в требовании. В этом случае пени на соответствующие суммы налогов не начисляются.
Исходя из этого пункта, под освобождение ответственности подпадает лишь учредители имеющие долю ниже 25 % .
Вместе с тем, согласно п. 3.1. статьи 25.14. НК РФ:
"Уведомление о контролируемых иностранных компаниях и (или) уведомление об участии в иностранных организациях не считаются представленными с нарушением срока, установленного пунктом 2 или 3 настоящей статьи, в случае, если такие уведомления были представлены вместе со специальной декларацией, представленной в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ ", и информация о таких иностранных организациях и (или) контролируемых иностранных компаниях содержится в этой специальной декларации.
Здесь следует учитывать, то согласно п.2 ст.129.6 НК предусмотрена ответственность за непредставление уведомления об участии в иностранных организациях в установленный срок.
Зачем?
Если буквально в нормативке речь про Рунет не идет вообще, ни где об этом не указа (про сегмент Интернета РФ). Установлено регулирование сети Интернет в целом.
Ай-ай-ай-ай! Что я наделал! Как же я теперь отличу твои монеты от моих?
И что это меняет?
Представляю себе ответы надзора на такие претензии.
А абоненты тем временем будут разбегаться. Прэлэстно. Лучше бы дали оператору возможность в таких ситуациях пускать трафик миом ТСПУ.
Ну и каналы в 100 Мбит до центра управления - это жесть.
Весь трафик, вместе с абонентами, должен уйти понятно куда, что вас смущает? В целом это и не плохо и не хорошо, просто на определенном этапе будет так.
Куда? Куда-то через центр мониторинга? Так у нас внешних каналов гораздо по-боле 100 Мбит. Все не поместится
Не понял глубину вашей мысли.
В РТ или через РТ.